Что же это такое?
Итак, шлица – это деталь изделия, которая представляет собой разрез, обработанный по особой технологии. Она может присутствовать на любой одежде, будь то жакет, пальто или платье, но чаще всего встречается на юбках. В отличие от обыкновенного разреза, в котором правая и левая стороны одинаковые, строение шлицы таково, что одна половинка перекрывает другую.
Наиболее часто шлица располагается на заднем серединном шве изделия, но в некоторых случаях ее можно увидеть на рукавах, на передних или боковых швах. Некоторые портные заявляют, что для грамотной обработки шлицы необходимо наличие подкладки. Но на самом деле шлица – это такой элемент, который можно скроить из любой ткани, в том числе и из основной.
Разбираем пиджак по частям. Что такое шлица и где у костюма подборт?
Говорят, если портной умеет шить пиджак, то он умеет шить всё. Почему? Давайте вместе разберёмся, из чего же состоит наш костюм и какие нюансы соблюдают мастера при его создании.
Энциклопедия основных терминов:
Борта
— передние половинки пиджака с расположенными на них пуговицами и петлями. Однобортный пиджак имеет один ряд пуговиц, двубортный — два. Двубортный пиджак считается классической моделью и чаще используется на торжественных мероприятиях.
Лацканы
— отвороты на передних половинках пиджака по линии перегиба. Бывают трёх видов: прямые, острые и шалевые. В хороших мастерских портные вручную выметывают лацканы косыми стежками по всей длине. Делается это для образования канта. Проще говоря, ткань фиксируют таким образом, чтобы отвёрнутая часть лацкана не была видна с лица.
Петлица
— обработанный разрез на левом лацкане, в который вставляется бутоньерка или металлический (иногда шёлковый) аксессуар. Название можно легко запомнить по аналогии с маленьким микрофоном (петличка), который крепится примерно на то же место. Кстати, масс-маркеты часто делают всего лишь имитацию петлицы стежками, не разрезая при этом лацкан насквозь.
Подборт
— деталь, которая притачивается ко внутренней стороне борта. Логика соблюдена. Бывает цельнокроенный (раскраивается сразу вместе с бортом) и притачной. Именно притачной подборт преимущественно встречается в пиджаках. Зачем он вообще нужен? Во-первых, его видно при отвороте с лица, во-вторых, к его внутреннему срезу пришивают подкладку пиджака.
Вспушка
— дополнительная строчка по краям лацканов, воротников, карманов и срезов пиджака. Супер портновский термин! В идеале эта строчка не должна быть заметна с лица. Производится для фиксации верхних и нижних деталей пиджака.
Листочка
— прямоугольная деталь прорезного кармана, прикрывающая вход в него. Карман с листочкой располагается на груди и носит декоративный характер. Пожалуйста, не складывайте туда телефон или кошелёк, где-то из-за этого тихо плачет портной. В идеале в нём можно носить шёлковый платок. Масс-маркеты часто не делают на пиджаках настоящий карман, а только пришивают листочку на уровне груди.
Клапан
— притачная деталь прорезного кармана, прикрывающая вход. Классическое оформление двух основных карманов на пиджаках. Сам клапан не является функциональной деталью.
Шлица
— разрез на задних половинках пиджака. Та самая деталь, которую забывают разрезать после покупки. Шлицу специально зашивают вручную, чтобы при всех транспортировках не испортить вид изделия. Делают её для свободы движения. Шлицы также есть и на рукавах.
Благодаря этим знаниям, вы точно сможете более тщательно проверить качество изделия в магазине. И заодно удивить консультантов!
Если у вас возник вопрос, откуда же я всё это знаю, то ответ вы найдёте в статье про мою учебу на модельера (жмите на ссылку).
Буду рада вашим лайкам и подписке! Все оставшиеся вопросы жду в комментариях.
Желаю каждому найти свой идеально сидящий пиджак!
Источник
Предназначение данной детали
Любой разрез на изделии создан для того, чтобы дать больше свободы движениям, сделать вещь более удобной. На узких платьях модели футляр и юбках модели карандаш всегда присутствует шаговая шлица, высота которой в среднем равна 10 см. Вторая функция данной детали – декоративная. Бывает, что в разрезе нет острой необходимости, но без него вещь перестает быть стильной.
Отлетная шлица пальто, жакета | | Творческая мастерская Ангел А
Шлица в пальто, пиджаке или жакете — элемент декоративный и необходимый. Обеспечивает свободу движения, добавляет шику и элегантности. Готовиться она может разными способами. Один из вариантов я показывала в статье шлица юбки. Именно такое объяснение вы встретите в академических учебниках и методичках по швейной технологии. Я не планировала никаких дополнительных мастер классов по шлицам, потому что в сети достаточное количество материала на эту тему.
Но когда писала видеоуроки для курса «Пальто», то проговаривала малейшие действия, тонкости и нюансы и поняла, что есть потребность в фотоуроке помимо видео. Публикую мастер класс дл вас с подробной объяснялкой самого простого варианта
обработки шлицы пальто
Профессионалам мой мастер класс ни к чему, свой вариант они давно выбрали, но тем, кто шьёт пальто или жакет впервые, некоторые тонкости в мастер классе могут пригодиться. Да, всё бывает понятно, когда смотришь на видео, как профи лихо рассекает рамку, точно попадая иглой в места надсечек, формируя четкие уголки и линии. А потом мы возвращаемся к «нашим баранам» и видим, что картинка на рабочем столе несколько иная.
Давайте разбираться, как нам упростить жизнь и получить приличный результат.
- Начинаем думать про шлицу в момент выкраивания деталей. Это вариант номер раз, который в учебниках и который в этой статье про юбку, но и для пальто тоже годно. Но это сегодня не наш вариант, потому что мы начинашки и нам трудно будет четко вписать шов-в-шов пальто (жакета) и подклада. Это только на кусочках все красиво, а в реале вы несколько раз будете подгонять крой, посадку и непременно промахнетесь с припусками на шов. Поверьте, промахнетесь. На фабриках надсечки и точный крой, а у вас его нет. Вы играете с нотного листа, вы сами себе лаборатория и импровизатор.
- Наш вариант — номер два. Он тоже правильный. Мы выкраиваем шлицу с деталями верха, а подклад оставляем без шлицы. Подклад может быть вообще без среднего шва. В мужских пиджаках и пальто левую сторону шлицы накладывают на правую, а в женских –наоборот (как застежку). Шлица может быть не одна, а целых две, и в этом случае среднюю часть спинки накладывают на боковую (шлица «смотрит» в сторону полочки).
- На верхней детали выкраиваем одну ширину шлицы с припуском на обработку 0,5-1 см. На нижней детали — две ширины шлицы плюс припуск на обработку срезов. Ширина шлицы 3-4 см или на ваш вкус, длина шлицы -тем более на ваш вкус. Не самая выгодная раскладка, между прочим, поэтому я иногда притачиваю вторую ширину шлицы.
- Дублируем детали шлицы и низа изделия: можно тотально, а можно с высеканием дублерина в уголке, который так или иначе будет срезан в конце операции. Здесь нет особенностей -как продублируете, так и будет хорошо. Главное — укрепить для четкости формы узла. Я выкраиваю полоску дублерина шире на 1-2 мм, чем шлица, чтобы край дублерина попал в строчку. Лишняя фиксация в окончании шва не помешает.
- Складываем детали лицом к лицу, выполняем (средний) шов. Шов полезно бывает продлить на 1-2 см ниже точки уступа (начала) шлицы. Я этого не сделала в мастер классе, а вы сделайте.
- Линия сгиба шлицы – продолжение среднего шва спинки. Необходимо рассечь припуски швов к точкам уступа (начала) шлицы на обеих частях или только на одной, как вам удобно, разутюжить шов. Заутюжить шлицу, как она должна быть в готовом виде. Полезно заметать середину шлицы, чтобы она не разваливалась и сохраняла форму в работе. Подклад тщательно выровнять по всей длине и ширине, убедиться в том, что ширина подклада соответствует ширине пальто, и что в готовом виде у вас не будет проблем с перекосом подклада. Подклад может быть без шва, и в этом случае мы просто выкраиваем рамку под шлицу. А может быть со швом. В этом случае шов должен четко попасть напротив среднего шва пальто. Вам это удалось? Отлично, соединяем подклад со шлицей.
А если нет? Если шов подклада чуть в стороне от шва верха пальто, — а именно так , вероятнее всего, у вас и произойдёт по неопытности. Пробуйте распороть и передвинуть припуски подклада , если возможно. Если невозможно, то и наплюйте, застрочите шов подклада до конца и работайте, как целым полотном. Выкраивайте рамку там, где она попросится.
Разровнять подклад, найти точку начала шлицы. Поднять подклад вверх на 1 см от этой точки. Просто сдвинуть его вверх так, чтобы образовался наплыв подклада. Думаю, что это действие понятно: когда мы надеваем пальто, то подклад слегка натягивается. Вот и приколите подклад к пальто с наплывом и сделайте примерку, — убедитесь, что не тянет ваш подклад. Сейчас всё можно поправить. Дайте больше свободы, если сомневаетесь.
- Проверим рамку (размеры) шлицы на пальто. Рамку такого же размера вычертим на подкладе. Вырежем рамку, оставляя припуск в 0,5- 1 см (как на шлице).
- . Аккуратно совмещаем короткие стороны шлицы и рамки подклада. На кусочке ткани в мастер классе это делать легко, а вы постарайтесь совместить так тщательно, чтобы совпали и рассечки, и стороны рамки. Даём стачивающую строчку от рассечки до рассечки. Выворачиваем, любуемся.
- Теперь совмещаем так же тщательно длинные стороны, стачиваем их «навылет», до конца. Я оставляю длину подклада на 1 см короче нижнего среза пальто.
- Переходим к обработке низа пальто. Заутюживаем на величину подгибки (у меня 4 см плюс 0,5 см припуск на шов).
- Формируем уголок шлицы. Я делаю его на 1 см от низа пальто. Высекаем излишки «примерно», чтобы не мешали формированию уголка. Более точно мы срежем излишки в конце операции.
- Разравниваем всю длину подклада и низа изделия, совмещаем их булавками с изнанки так аккуратно, чтобы не перекосить конструкцию. Выворачиваем, продолжаем скалывать , уголок тоже выворачиваем и расправляем.
- Стачиваем подклад с низом пальто. Одновременно полезно сделать и обработку борта. Кстати, вы пальто как будете выворачивать ? Продумали? Ну и правильно.
- Вывернули , удостоверились, излишки припуска в уголках срезали начисто, если требуется.
- Закрепка шлицы короткой строчкой наискосок на 45 — 60 град. к среднему шву.
- Операция окончена. ВТО. И вы не забыли потайные стежки по низу пальто, так? Всё правильно, молодцы.
Выкройка шлицы
Начинающим портнихам стоит знать, что на лекалах не предусмотрено наличие шлицы. Тот, кто шьет уже не первую вещь, знает, что размер и расположение этой детали нужно нарисовать прямо на ткани. Для этого следует учесть длину изделия и расположение талии – нормальная, завышенная или заниженная. Построить шлицу непосредственно на ткани просто – нужно прибавить к каждой задней половинке вещи по 2 сантиметра. Если же вы шьете из очень плотного материала, то увеличьте данный показатель до 3.
Клеевые элементы
Выше было отмечено, что шлицу необходимо проклеить, во-первых, для того чтобы прочно скрепить между собой все ее составляющие, а во-вторых, дабы обеспечить изделию эстетичный внешний вид. На флизелиновом полотне вырезаем две полоски. Их длина должна быть немного короче, чем длина шлицы. Что же касается ширины, то у полоски для левой части изделия она должна равняться 5 сантиметрам, а для правой – 2 см. Приклеивать флизелин необходимо на изнаночную сторону самого изделия.
Отделочная строчка на шлице
Наметить на лицевой стороне путем наметки, по верхнему шву шлицы, настрочить с изнаночной стороны насквозь, тем самым образовывая отделочную строчку шлицы.
Эту строчку можно сделать иначе, то есть настрочить ниже верхнего шва на 1,5 — 2 см до притачивания подкладки, при этом подкладка не попадает под строчку.
Вид шлицы с лицевой стороны. Дальнейшую обработку шлицы можно будет увидеть в обработке низа пальто, а остальные узлы сборки пальто будут в следующих статьях.
Шейте с удовольствием и любовью, тогда обязательно будет красиво удобно и качественно! Вдохновения и хорошего настроения!
Обработка шлицы
После того как вы стачали две задние половинки изделия, разутюжьте припуски. Детали шлицы необходимо загнуть на левую сторону и также пройтись по ним утюгом. Для большей точности рекомендуют мелом наметить линию загиба на разрезе, так как там шов прокладываться не будет. После необходимо обработать зигзажной строчкой края шлицы и припусков. Иногда, если ткань сильно осыпается, их нужно немного подогнуть и только после этого проложить строчку. Когда все внутренние швы уже обработаны, можете приступать к подгибке низа.
Как пришить подкладку к шлице?
И снова на связи с вами, уважаемые любители шитья, блог milla-sidelnikova.com. Всем привет!
Чтобы улучшить внешний вид, сделать швейное изделие более удобным в эксплуатации, и по многим другим причинам, его «снабжают» подкладкой.
На изделиях на подкладке и со шлицей, где край обрабатывается швом в подгибку с открытым срезом, на всех них пришивание подкладки к шлице выполняется одинаково. Поэтому в сегодняшней статье, пришивание подклада в области шлицы мы рассмотрим на примере выполнения этой швейной операции на юбке.
Чаще всего подклад на юбках выполняют из специальной, подходящей отшиваемому изделию по цвету и фактуре, подкладочной ткани.
Шов, в котором выполняется шлица, может быть швом вразутюжку
и взаутюжку.
(В нашем случае это средний шов заднего полотнища юбки).
Низ подклада обрабатывается швом в подгибку с закрытым срезом (двойная подгибка). Ширина шва по модели, по желанию.
Подкладка должна быть короче юбки – основного изделия, на 2 см.
Подкладка пришивная (для юбок, где шлица с обтачкой).
В зависимости от способа обработки подгибки по низу юбки у шлицы, для изделий с пришивной подкладкой срезы припусков на швы:
- Вовсе не обрабатываются;
- Либо обрабатываются срезы припусков припуска на шлицу, на 10 -15 см выше линии низа.
С одной
или с двух сторон (по модели).
К разным видам шлиц подкладка пришивается по-разному. Но начинается пришивание подкладки к шлице с совмещения линий средних швов на основном изделии (юбка) и подкладке юбки. От самого верха и до низа.
К юбке со шлицей с обтачкой
подкладка пришивается к припускам швов: на обтачке (одна сторона шлицы) и на припуске на шлицу (другая сторона шлицы). По верхней стороне шлицы подкладка пришивается так, чтобы из неё образовалась прямоугольная рамка вокруг шлицы, и она закрыла собой всё строчки, припуски швов и т.д.
Поэтому совместив на подкладке и на юбке линии средних швов
разметочными инструментами вычерчиваем на подкладе контуры рамки. Ширина рамки – ширина обтачки шлицы плюс 1-2 мм.
Внутри начерченного прямоугольника чертим ещё один. Это будут припуски на швы по периметру прямоугольника.
По этим линиям прямоугольника, вычерченного последним, вырезаем лишний материал подкладки.
От углов меньшего прямоугольника, не доходя до углов большего 1 мм, делаем надсечки припусков на швы.
По линиям прямоугольника, вычерченным первым, припуски на швы подгибаем и вручную подкладку пришиваем к шлице.
Вид с изнанки.
Вид с лица.
Подкладка отлетная (для юбок, где шлица с обтачкой). На юбках, где шлица выполняется с обтачкой, в области шлицы подкладку можно сделать отлетной (выполнение отлетной подкладки смотрите ниже в статье). Однако в этом случае срезы припусков на швы юбки придется обработать от осыпания. Можно только на заднем полотнище.
Пришивная подкладка (для юбок, где шлица без обтачки).
На юбках, где шлица без обтачки
Подкладка пришивается к припускам на швы левой и правой обтачки под шлицу. Рамку на подкладе можно пришить к шлице в виде прямоугольника или толстого заточенного карандаша.
Линии среднего шва на подкладке и на юбке совмещаем.
Разметочными инструментами на подкладке чертим вспомогательные линии. Красным цветом обозначен контур рамки по которой подкладка будет пришиваться к шлице. Синим – линия разреза. Синяя линия находится на расстоянии от линии среднего шва, которое равняется ширине припуска под шлицу. Ширина между красными и синими линиями зависит от ширины припусков на швы на припусках под шлицу и может быть от 0,5 до 1 см шириной.
По линии разреза, не доходя 1 – 2 мм до вершины угла, разрезаем подкладку.
В верхней части рамки припуски на швы вдоль рассечённого материала разрезаем под прямым углом по направлению к контурам рамки. До линий контура не доходим 1-2 мм.
Припуски замётываем на изнаночную сторону.
А затем мелкими стежками ручной строчки пришиваем подкладку к шлице.
Вид с изнанки.
Вид с лица.
Отлетная подкладка (для юбок, где шлица без обтачки).
Выполнение отлетной подкладки на юбке со шлицей без обтачки
тоже начинается с совмещения на обоих изделиях, юбке и её подкладке, линий средних швов.
Ровно по середине заднего полотнища разметочными инструментами рисуем прямоугольник с закругленным верхом. Внутри этой фигуры оставляем 0,7 – 1 см припуска на шов.
Затем по второму (чёрному) контуру вырезаем лишнюю часть подкладки.
Припуски замётываем на изнанку и настрачиваем строчкой в край.
Для удобства у закругленного края припуски надсекаем к линии контура, не доходя до них 1 – 2 мм.
Оставшаяся часть подкладки должна закрывать верхнюю часть шлицы и немного припуск на шов на припуске на шлицу нижней детали.
Чтобы нижние края отлетной шлицы не задирались и не вылезали куда не надо, между краями подкладки у выреза и подгибкой низа юбки
«выращиваем» французскую закрепку.
Надеюсь материал изложенный в сегодняшней статье станет для вас, уважаемые любители шитья, полезным. Всем всего самого наилучшего! С уважением, Милла Сидельникова!
Скажите, что вы шьете?
Для портных наиболее распространенной работой, конечно же, является шлица на юбке. Во-первых, в данной вещи разрез является не только эстетическим аспектом, но и имеет практический смысл. Во-вторых, юбка – одна из самых простых в пошиве вещей. Новички и аматоры чаще всего берутся именно за это изделие, так как для верхней одежды требуется огромный опыт и навыки. Но что касается пошива непосредственно шлицы, то данная технология одинакова везде. Подобные разрезы выкраиваются и обрабатываются одинаково вне зависимости от самой вещи и от местоположения. То есть шлица рукава, разрез на пальто или пиджаке будет строиться по вышеописанной технологии, точно так же, как и для узкой юбки.
Немного истории
Много веков назад шлица выкраивалась исключительно на костюмах для верховой езды. Подобными разрезами были оснащены длинные пальто, фраки и прочие мужские элементы гардероба. Со временем одежда, во всяком случае мужская, становилась все более узкой и лаконичной, следовательно, возникала необходимость в деталях, которые обеспечили бы свободу движения. Так, постепенно, с наезднических убранств шлица перекочевала в повседневные образы простых людей. Более того, портные четко разработали технологию ее кроя и пошива, которой мы строго придерживаемся по сей день.
Сегодня, услышав слово «шлица», первым делом мы представляем разрез на юбке, который выполнен специальным образом. Однако буквально 100 лет назад данным аксессуаром могли похвастаться исключительно мужские туалеты. В женский гардероб шлица вошла лишь с именами таких знаменитых дизайнеров, как Коко Шанель, Кристиан Диор и Юбер Живанши.