Войдите на сайт

Плетение на коклюшках для начинающих: мастер-класс, схемы и рекомендации

image
image
image
image
image

Виды кружевных изделий

Кружева могут быть или мерными, или штучными.

Первые из них измеряются в метрах. Они бывают узкими (1-3 см), средними (до 6 см), широкими (более 6 см). Кроме этого, мерное кружево различают по форме:

  1. Прошва имеет с обеих сторон узкий край.
  2. Аграмант с обоих краёв зубчатый.
  3. Край с одной стороны зубчатый, а с другой — ровный.

Штучное кружево представляет собой законченное, целое изделие: скатерть, занавесь, накидку, жакет, жилет, боа, шарф, воротник, манжеты, салфетку и т. п.

Техническое оснащение

Плетение на коклюшках начинается с подготовки инструментов и приспособлений. Их не так уж и много:

  1. Валик. Его можно сделать самостоятельно. Для этого нужно взять кусок плотной ткани. От размера куска будет зависеть, большой или маленький получится валик. Для начинающих самые удобные с размером 40 Х 60 или 60 Х 80 см. По длинным сторонам у него делается подшивка шириной 2 см. Короткие стороны сшиваются, и получается цилиндр. В подшивку с одной стороны продевается шнурок и затягивается. Далее валик набивается наполнителем. Это может быть поролон, сено, опилки. После чего его следует накрыть картонным кружком и затянуть вторую подшивку. Валик готов.
  2. Подставка. Она нужна для придания устойчивости валику. Её можно сделать из прямоугольного куска поролона. Две противоположные стороны следует скрутить и закрепить, чтобы в середине образовалась ложбинка, в которую можно будет уложить валик.
  3. Коклюшки для плетения кружева это деревянные палочки, у которых имеется «шейка» для намотки ниток.
  4. Булавки. Нужны для закрепления переплетённых нитей. Их должно быть много, не менее ста.
  5. Вязальный крючок. Используется для сцепления нитей.
  6. Сколок – рисунок, на котором точками показаны места, в которые вкалываются булавки.

Нити. Они могут быть разной толщины. Лучше всего использовать льняные или шёлковые, они дают минимальную усадку после стирки изделия. В период обучения можно использовать и хлопчатобумажные.

Кружево крючком: разновидности

Вязание крючком чрезвычайно популярно среди многих женщин. Даже если вы не вязали ранее объемные и сложные изделия, то наверняка пробовали изготовить своими руками небольшие цветочки, платочки или салфетки. С помощью крючка можно сплести ажурный красивый узор одной нитью. Чтоб кружево получилось крепким, нить должна быть хорошо скрученной.

Основное преимущество вязания крючком – простота выполнения и всего один рабочий инструмент.

Вязание крючком идеально для начинающих кружевных мастериц. Один из наиболее важных рабочих моментов – выбор правильного размера крючка, чтоб каждая петля получалась ровной и красивой. Для вязания Брюггского, Вологодского и других видов кружева идеально подойдут тонкие хлопковые или льняные нити. Необычные изделия, связанные в технике брюггского кружева есть у нас на сайте:

Болеро «Брюггская весна» , работа Alise Crochet. Читать дальше…

Платье в технике брюггское кружево. Работа Аллы. Читать дальше…

Оригинально и изящно выглядит ленточное кружево. По внешнему виду оно выделяется среди других типов кружевных работ. Основной элемент плетения – сложные узоры, сделанные из лент. Чтоб рисунок получился красивым, необходимо правильно подобрать материал оптимальной длины и ширины. Благодаря особенностям лент узоры получаются плавными, мягкими и округлыми. Сложность заключается в том, чтобы собрать ленты в единое изделие.

Примеры работ в технике ленточное кружево

Топик «Нежный» — работа Валентины Литвиновой. Читать дальше…

Вязаное платье в технике ленточного кружева. Работа Татьяны Колесник. Читать дальше…

Наиболее привлекательно и оригинально выглядит кружево, которое носит название ирландское. Изначально для него многие элементы узоров – листья, цветы, плетут отдельно, а потом соединяют крючком в одно большое полотно. Элементы ирландского кружева связать довольно легко, а результат действительно впечатляет. Такой тип кружева раньше чрезвычайно высоко ценился, а изделия из него надевались на праздник и даже могли передаваться по наследству.

Примеры работ в технике ирландское кружево

Необычные фантазийные вещи можно делать в технике плетения вилочного кружева. Помимо крючка, для его изготовления берут вилку или обычную шпильку. В результате получаются чрезвычайно легкие, воздушные и красивые узоры, которые сразу привлекут к себе внимание ценителей.

Намотка нитей на коклюшки

Терпение – вот чего требует плетение на коклюшках. Для начинающих самое первое действие — намотка нитей. Она и станет тренировкой этого качества характера.

Коклюшки используются в кружевоплетении только парами, одну нить наматывают на две коклюшки. Это делается так:

  • Нужно взять одну из коклюшек правой рукой, а нить — левой. Пальцем нужно прижать конец нитки к шейке коклюшки, а левой рукой сделать несколько оборотов вокруг нее, чтобы закрепить нить.
  • Когда она закреплена, вращают коклюшку, наматывая нить на шейку. Левой рукой необходимо ее придерживать, регулируя равномерность распределения по всей длине шейки коклюшки.
  • После того как намотано 2-3 метра, ее закрепляют петлей. Коклюшка после этого должна висеть на нитке и не разматываться.
  • Затем, не отрывая, отматывают от мотка ещё 2-3 м и лишь потом отрезают. Свободный конец наматывается на вторую коклюшку и тоже закрепляется петлей. При этом межу коклюшками должно остаться 20 см нити.

Нитки для плетения кружев

Нитки для кружевоплетения могут быть выполнены из вискозы, хлопка, шелка, льна, шерсти и других материалов. Для изготовления кружева не всякие нитки подойдут, например, капрон и вискоза часто запутываются и легко рвутся. Шелковые нити рекомендуется приобретать только опытным кружевницам, поскольку с ними довольно сложно работать. Льняная нить самая грубая и неровная из всех. Хлопчатобумажные нити подойдут и для начинающих в этом непростом деле. Хотя белые нитки нужно плести очень аккуратно, так как они легко пачкаются. И, кстати, на фоне белых нитей в готовом изделии лучше всего видны ошибки плетения. Шерсть в кружевоплетении используется редко.

Очень часто для изготовления кружева мастерицы применяют мулине. Яркие оттенки, широкий спектр цветов, прочность и плотность плетения – вот основные достоинства мулине. Считается, что немецкое и датское мулине самое качественное.

Замена нити в ходе плетения

Если при плетении кончается нитка, то нужно выполнить следующее:

  1. Размотать ее, освободив коклюшку, и оставить конец длиной 20 см.
  2. Накрутить на свободное место новую.
  3. Конец закрепить узлом на булавке, которую воткнуть выше места плетения на 5 см.
  4. Оставленный конец старой нитки соединить с новой. Двойную нить намотать на коклюшку и закрепить петлёй.
  5. Плетение продолжить двойной нитью.
  6. После того как новая нить достаточно закрепится, старую можно будет обрезать и плести дальше одной.

Плетение на коклюшках: обучение азам

При плетении в обеих руках находится по паре коклюшке. Все переплетения производятся двумя способами перемещения инструмента в руках:

  1. Перевить – значит поменять их местами в одной руке. Это делается большим пальцем так, чтобы правая коклюшка перекинулась через левую.
  2. Сплести – значит, переложить по одной коклюшке из руки в руку. При этом правая коклюшка из левой руки должна перекинуться через левую коклюшку в правой руке.

Плетение на коклюшках бывает трёх видов:

  1. Сплести в ползаплёта: перевить — сплести.
  2. Сплести в полный заплёт: перевить — сплести — перевить.
  3. Сплести полотнянкой: сплести — перевить — сплести.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Майя_Пешкова

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество! Фламандское (бельгийское) кружево

Каспар Нетшер «Кружевница» (1664 год)

В Бельгии искусство плетение кружев стало популярным в шестнадцатом веке. Правда, в то время Бельгия Бельгией не была, страна входила в состав так называемого Бургундского округа и находилась под властью испанского короля Карла V. Именно Карл V и издал указ о том, что в школах и приютах при монастырях девушки должны не только молиться, но и учиться плести кружево.

В какой-то момент плетение кружев стало гораздо более популярным рукоделием, чем вышивка. Объяснялся этот феномен просто: в отличие от вышивки кружевные воротнички и манжеты могут быть использованы для декора различной одежды, то есть получалось, что заказывать и покупать кружево — гораздо более практично, чем заказывать вышивку.

Существуют вещи, которым не страшны непредсказуемые тенденции моды — они всегда остаются актуальными. К таким вещам относится кружево. Искусное плетение тончайших нитей, которые являют собой невесомый материал, требует не только огромного опыта, но и высокого качества самых нитей. Да, вершины искусства плетения кружева старались добиться многие, но достичь ее в совершенстве получилось только у бельгийских мастеров. Глядя на современный материал, который служит украшением торжественной одежды и дорогостоящим атрибутом домашнего уюта, меньше всего задумываешься о его производстве. И лишь присмотревшись к нему повнимательнее, можно сделать предположение о трудоемкости этого процесса.

Дама в кружевной накидке, 1865 годДо двадцатого века кружево считалось привилегией дворян и духовенства. Кстати, о духовенстве, именно кружево зачастую украшало богослужебные одеяния священников, и эта традиция сохранилась в Брюгге и по сей день.

Различные школы плетения кружева сформировались в Бельгии в период с шестнадцатого по девятнадцатый века. Связано это было с тем, что города отчаянно конкурировали друг с другом. В девятнадцатом веке самыми известными считались брюггская, беншская и брюссельская школы.

Брюггское кружево бывает нескольких видов: ажурное, гладь, бобинное, ленточное, узелковое и тд. Разнообразие рисунков и форм тоже огромно: брюггский цветок, фламандское кружево, флорентийское, мехеленское, шантильи, валенсийское и даже русское. Несколько примеров ниже.

Различные рисунки брюггского кружева, слева направо: 1) брюггский цветок, 2) валенсийское кружево, 3) шантильи, 4) мехеленское кружево.

Кружевниц обучали мастерству в 92 малых и больших школах. Такое количество объясняется стремлением церковных общин и частных лиц уберечь молодых девушек от порочного влияния улицы. Для многих женщин Брюгге школы по подготовке мастериц кружевного искусства (занятия проводились в промежутке между работой) было единственной формой получения хоть какого-то образования, своего рода «путевкой в жизнь». После Второй мировой войны, когда жизненный уровень поднялся, эти школы стали постепенно исчезать из городского ландшафта. Однако Брюгге все еще пользуется славой мастерства кружевниц. Об этом говорят около 50 магазинов, которые предлагают кружево.

Тончайшие кружева изображали на картинах фламандские художники…

Кружева хранят в музеях-как вершину мастерства его создательниц

В магазинах Брюсселя,Брюгге-самые популярные-магазины с кружевом…

Многие историки моды считают Бельгию «родиной кружева». Хотя им должно быть известно, что развиваться производство кружев во Фландрии (ныне Бельгии) начинает в конце XVI — начале XVII в., вслед за Италией. В XVI в. в Венеции, Милане, Генуе получил распространение гипюр, т.е. кружево, в котором элементы шитого или плетёного узора соединены тонкими связками. Официальным началом производства кружева в Бельгии принято считать 1717 год. И все началось с Брюгге. Времена были нелегкие, люди бедные, и тогда епископ Брюгге — монсеньер Хендрик-Йозеф ван Сустерен (Hendrik-Jozef van Susteren), чей портрет можно увидеть в Соборе Спасителя в Брюгге и сейчас, решил, что кружевоплетение может приносить доход нуждающимся семьям, пусть и не большой.

Так же как и в Италии, во Фландрии в XVI в. было распространено кружево с геометрическим узором, а в XVII в. появляются гипюры, но не шитые иглой, а плетеные, с более мелким орнаментом и совершенно лишенные рельефа.

Фламандские кружева славились своей необыкновенной тонкостью благодаря качеству нитей, изготовлявшихся из льна, который выращивался на полях Брабанта. Нити прялись в сырых, полутемных подвалах специально для того, чтобы кудель оставалась влажной и давала возможность выпрядать эластичную, тонкую, почти невидимую глазу нить. Пряхами были главным образом девушки и даже маленькие девочки, так как для этой работы требовались нежные руки и необычайно тонкое осязание.

Обучение бедняков этому тонкому искусству была возложена на Собрание Апостольских Сестер. Бельгийцы, новаторы в кружевоплетении, доверяли миссию плетения кружева только молодым рукодельницам с хорошим зрением и нежными пальцами, которые изливали свое вдохновение в необыкновенно красивые узоры кружева. Имя готового изделия стало нарицательным и получило название брюссельское кружево.

Популярность этого товара неуклонно росла, постепенно возводя Бельгию в ранг успешного и знаменитого государства. Ничто не могло заставить английских модниц отказаться от самого тонкого кружева, даже запрет Англии на его ввоз в страну, который ввелся, чтобы поддержать собственного производителя. Брюссельское, или фламандское кружево, считалось самым дорогим и являло собой причудливые орнаменты на невесомом тюлевом фоне.

В XVII в. во Фландрии в городе Бенш начинают выделывать плетеное кружево, тонкое и совершенно лишенное рельефа, получившее по месту изготовления название бенш. Орнамент его образован плотным переплетением нитей, а фон состоит из разнообразных густых узорных сеток. Отличительной чертой кружева бенш является особый узор сетки фона, напоминающий мерцающие звездочки снежинок, так называемый «снежный фон» (fond de neige).

Очень близкие по технике исполнения и орнаменту кружева плелись в это же время в Валансьене. В большинстве случаев их трудно отличить от кружев Бенша. В конце XVIII в. город Валансьен был завоеван Францией, выделывавшиеся там в XVIII в. кружева валансьен считаются уже французскими и к этому времени очень сильно видоизменяются.

В первой половине XVIII в. повсеместно совершается переход к тюлевому кружеву, в котором орнамент соединяется уже не связками или неправильной сеткой, а тюлем, т.е. прозрачной тонкой сеткой с мелкими ячейками одинаковой формы, выполнявшейся также ручным способом. Появление более легкого и воздушного тюлевого кружева объясняется изменениями, которые произошли в художественном стиле XVIII века.

Декоративный, очень пышный, но тяжелый орнамент стиля барокко сменяется более легким и изящным орнаментом рококо. Это нашло свое отражение и в узорах кружева. Густые орнаментальные завитки, стилизованные цветки и растительные побеги, характерные для гипюров XVII в., заменяются выполненными с изумительным мастерством цветами, перевязанными бантами гирляндами и завитками рокайля, которые свободно располагаются на фоне тонкого тюля, чередуясь с резервами, заполненными ажурными фигурными сетками.

Не менее знаменитым является кружево — где искусная тесьма, соединяющаяся в причудливый рисунок, плелась уникальным методом – «швом колдуньи». Секрет этого шва был в мельчайших узорах, связанных коклюшками – специальными палочками. Особо виртуозные пряхи использовали до 800 коклюшек!

Брюггские кружева были известны ещё в 16 веке. Западная Фландрия в то время принадлежала Нидерландам – цветущей, богатой стране, во времена царствования Филиппа II ставшей центром Испанской Империи. Торговля и колонии приносили стране большие доходы, благодаря чему расцвели и искусства. К тому же фламандцы по своей натуре всегда были открытыми и жизнерадостными людьми.

Прежде всего они ценили умение красиво одеваться. В то время насчитывалось около 1500 видов кружевной отделки из серебра, золота и шёлка. Предположительно их плели также на коклюшках, хотя техника плетения на коклюшках была изобретена не в Нидерландах. В этом регионе не зарегистрировано ни одного оригинального образца.

Подобные произведения искусства почти все имеют венецианское происхождение. Но как бы то ни было, совершенно очевидно, что плетение кружев на коклюшках во Фландрии считалось народным искусством. В середине семнадцатого столетия появились кружева с цветочными, растительными мотивами и с изображением вазонов.

Во фламандских провинциях Бельгии распространены разные техники кружевоплетения. И потому кружева часто называются по названию городов — брюссельское, брюггское, малин (по названию города Мехельна, который на французском звучит, как Малин), бенш, валансьен…

В конце XVII — начале XVIII в. во Фландрии главным центром производства кружев был Брюссель, но изготовлявшиеся там плетеные кружева с изящным орнаментом на тюлевом фоне были известны в странах Европы под названием англеттер, т.е. английских. Объяснялось это тем, что еще во второй половине XVII в. английский парламент в целях поощрения местного производства запретил ввоз в Англию фламандских кружев. Но так как фламандские кружева были лучше английских и спрос на них был очень велик, то купцы прибегали к контрабанде и продавали фламандское кружево под видом английского.

Англетер

Брюссельское кружево англеттер отличается большим разнообразием орнаментов и технических приемов. Орнамент располагается на фоне тюля, но встречаются образцы, где большое место занимает фон, состоящий из никотированных (украшенных мелкими зубчиками или узелками) связок.

Бельгийский кружевной веер с изображением архитектурных памятников девяти провинций Бельгии. Конец 19 в.

Очень разнообразны ажурные сетки, детали цветочного орнамента часто подчеркиваются мягким рельефом. Иногда, на первый взгляд, кружева англеттер кажутся совершенно разными, не принадлежащих к одному типу, но их всегда роднит общность основных технических приемов. Это разнообразие типов орнамента объясняется еще и очень заметной эволюцией стиля на протяжении XVIII в.

Кружева, похожие на брюссельские, плелись и в других городах и местечках Брабанта, отчего получили название брабантских. Брабантское кружево по технике ничем не отличается от брюссельского, но гораздо грубее. Узор его менее плотного плетения не такой изящный и виртуозный.

Вверху — воротник, внизу — барб. Оба — плетёное кружево типа «бенш». Бенш (Фландрия). Начало 18 в. Эрмитаж.

Вверху — мерное плетёное кружево типа «малин». Мехелен (Малин, Фландрия). Середина 18 в. Внизу — мерное плетёное кружево типа «малин». Бельгия 19 в. Эрмитаж.

Волан. Плетёное кружево. Брюссель (Фландрия). Первая четверть 18 в. Эрмитаж.

Орнамент и фон брюссельского кружева англеттер плелся одновременно, что создавало большие трудности при изготовлении простых вещей, но с середины XVIII в. техника его изготовления упрощается. В Брюсселе начинают делать аппликации по тюлю, получившие широкое распространение в XIX веке. При изготовлении такого кружева орнамент плелся отдельно и затем нашивался на тюль. Этот прием значительно ускорил и удешевил производство, так как наиболее искусные кружевницы плели орнамент и не тратили время на изготовление тюля, который плели менее квалифицированные мастерицы. Подобное разделение труда обусловило появление предметов очень крупных размеров — шалей, косынок, пелерин, покрывал.

«Дюшесс» XIX века Особой разновидностью брюссельского является «дюшесс» кружево, не имеющее фона, в котором орнаменты соединялись непосредственно друг с другом.

«Малин» XVIII века

Наряду с брюссельскими тюлевыми кружевами во Фландрии в XVIII в., а также на всем протяжении XIX в., славилось кружево малин, называвшееся так потому, что местом его изготовления был город Мехельн, или во французской транскрипции Малин. Для него был характерен орнамент типа рокайль, образованный из плотного переплетения нитей, и густые узорные сетки фона. Но отличительной его чертой являлся рельефный контур, образованный более толстой блестящей льняной нитью, проложенной по краю орнамента. Во второй половине XVIII в. кружево малин видоизменяется, становясь прозрачнее и воздушнее.

В конце XVIII в. кружево малин употреблялось для отделки батистовых и кисейных платьев, жабо и манжет. Кружево типа малин производилось и в других городах Бельгии — Антверпене и Лувене, а также в Лилле.

Антикварное брюссельское кружево-манжеты Для кружева, производимого в Антверпене, типичны мотивы с цветочными вазами с фоном из мелких шестиконечных «звездочек».

Кружево второго типа, бобинное кружево, производят в Брюгге («брюггское кружево»). Брюггское кружево отличается цветочными узорами, для его плетения используется как тонкая, так и толстая нить. Основу такого кружева составляет непрерывно связанная тесьма, которую соединяют при вязке в причудливый рисунок.

Для плетения самого тонкого брюггского кружева нужно от 300 до 700 коклюшек. Коклюшки — точеные палочки, утолщенные с одного конца, а с другого имеющих шейку с пуговкой для намотки ниток. Считается, что Брюггское кружево схоже с вологодским кружевом.))

В XVII в. во Фландрии в городе Бенш начинают выделывать плетёное кружево, тонкое и совершенно лишённое рельефа, получившее по месту изготовления название бенш. Орнамент его образован плотным переплетением нитей, а фон состоит из разнообразных густых узорных сеток. Отличительной чертой кружева бенш является особый узор сетки фона, напоминающий мерцающие звездочки снежинок, так называемый «снежный фон».

Очень близкие по технике исполнения и орнаменту кружева плелись в это же время в Валансьене.

Несмотря на растущую конкуренцию со стороны машин, ручное кружевоплетение процветало вплоть до начала I Мировой войны (1914). Некоторое время центром производства шитых кружев и кружев на коклюшках был Китай, откуда заветную мануфактуру экспортировали в Европу и США. Но к 1920 ремесло кружевоплетения пришло в упадок уже везде. Во второй половине XX века кружево продолжали производить в Брюгге, но в основном как изящный сувенир, а не как полноценный материал.

К 30-м гг. XX века кружево успело выйти из моды — и при этом рынок был наводнен дешевым машинным кружевом, часто импортированным из других стран. В 1958 году в последний раз открыл свои двери Колледж мастеров кружевоплетения в Брюгге, основанный еще в 1911.

Но жители Брюгге не могли смириться с необходимостью прервать вековые традиции плетения кружев, предмета гордости Фландрии. Состоялись встречи представителей местной власти и муниципального совета города Брюгге с мастерами кружевоплетения. Результатом этих встреч стало создание в 1972 году Центра Кружев (Lace Centre). В 1970-х вернулся интерес к кружевам и мода на традиционное рукоделие. Многие женщины нашли заброшенные коклюшки и вспомнили полузабытые навыки.Кружевницы больше не ограничиваются простым копированием известных узоров и мотивов — они предпочитают создавать собственные, к тому же, очень сложные и изысканные.

В 1997 году в Брюгге, признанном европейском центре кружевоплетения, прошла выставка кружев. Сегодня в Бельгии этим видом рукоделия профессионально занимается более тысячи человек, большинство из которых — женщины в возрасте от пятидесяти до девяноста лет. Стоит ли удивляться, что туристы редко покидают Брюгге, не купив на память тонкое кружево, умело стилизованное под старину

Сейчас современные модницы знают и без меня, что у кружева в мире моды — «вторая жизнь».)))

Кружевные воротнички, болеро, юбки, шорты, платья с кружевной отделкой — все на пике моды.

Не секрет, что, например, свадебные платья во все времена отделывали кружевом. Вспомните хотя бы платье великолепной Грейс Келли — принцессы Монако…

Ее платье было отделано 125-летним брюссельским кружевом, которое выкупил ее жених — князь Ренье в одном музее. Головной убор и даже туфли обтянули кружевом.

В общем, теперь Вы знаете, что везти из Бельгии в качестве не только сувенира!)))

Однако будем справедливы – не только кружевом, но и своими гобеленами славится на весь мир Бельгия. После того, как промышленник Франсуа Де Ла Планше, которого сегодня назвали бы удачным бизнесменом, выкупил в 18 веке у семьи Гобеленов их убыточную красильню и начал производство одноименного товара – гобелена, никто так и не смог опередить Бельгию в этом мастерстве.

Нынешнюю моду на гобелены и ручное кружево, с которым познакомили Европу искусницы, не смогло попрать даже машинное серийное производство, и в наше время, как и несколько столетий назад, в Бельгию стекаются туристы, желающие прикоснуться к неизменно прекрасному и вечному.

Брабантские кружева

https://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/

https://sinekvan.livejournal.com/180441.html

https://travelfrog.livejournal.com/123670.html

Серия сообщений «Бельгия»: Часть 1 — Неизвестные средневековые замки и крепости Бельгии.Часть 1 Часть 2 — Виртуальное путешествие: Антверпен, Бельгия … Часть 28 — Давид Тенирс Младший и его времена года. Часть 29 — Жизнь недолгая, как северное лето -Королева Астрид Бельгийская Часть 30 — Фламандское (бельгийское) кружево

Элементы кружевоплетения

Существует 4 главных элемента кружевоплетения: плетешок, полотнянка без перевива пар, полотнянка с перевивом всех пар и полотнянка с перевивом крайних пар.

Плетешок выполняется в ползаплёта (перевить — сплести), после каждого приёма нити утягиваются, для чего коклюшки разводятся в стороны.

Полотнянка без перевива пар плетётся на нескольких парах коклюшек. Тут нужен будет сколок. Для плетения изделий на нескольких парах он необходим. Ширина его составляет 12 мм, расстояние между точками – 6 мм. Взять нужно не менее 7 пар коклюшек.

Далее плетётся по инструкции:

  1. Над сколком устанавливается 6 булавок, на каждую навешивается пара коклюшек. Все они называются долевыми, во время плетения не меняют своего направления.
  2. Слева от первой пары навешивается ходовая пара. Она перемещается слева направо и справа налево.
  3. Плетение начинается с левой стороны. В левую руку берётся ходовая пара, а в правую — первая долевая пара. Пары сплетаются полотнянкой (сплести — перевить — сплести).
  4. Ходовая пара по очереди переплетается с каждой долевой.
  5. В переплетение последней долевой и ходовой (между ними) ставят булавку. Заплетают её так: ходовую перевить один раз, долевую не перевивать, а сплести полотнянкой (сплести — перевить — сплести).
  6. После этого ходовая пара перекладывается в правую руку, и плетение продолжается в левую сторону.

Полотнянка с перевивом всех пар делается по тому же сколку, что и полотнянка без перевива пар:

  1. В процессе работы ходовая пара сплетается в полный заплёт (перевить — сплести — перевить — сплести).
  2. Под переплетение ходовой пары с последней долевой ставится булавка. Заплетается в перевив: ходовую пару два раза перевить, долевую один раз перевить и сплести — перевить — сплести.

Полотнянка с перевивом крайних пар плетётся тоже по тому же сколку:

  1. Это плетение на коклюшках начинается, как и плетение полотнянки с перевивом всех пар.
  2. Вторую и последующие (до предпоследней) плетут, как полотнянку без перевива пар.
  3. Предпоследнюю долевую плетут в полный заплёт (перевить — сплести — перевить — сплести).
  4. Последнюю заплетают в перевив, как для полотнянки с перевивом всех пар.

Инструкция Мотива кружева Лист

Продолжаем растительную тему. Давайте рассмотрим, как сплести кружево мотив лист. Плетение мотива лист основывается на предыдущем мотиве колосок. То есть наш листик будет состоять из двух изогнутых зеркально колосков. В середину листа можно заполнить сеткой нитей, а можно оставить пространство пустым и ничем не заполнять. Нить для плетения лучше взять тонкую, так как при толстой нити рисунок может деформироваться. После выполнения каждого кольца необходимо перевернуть работу. Плетение колец кружева делается по следующим схемам.

Кольца 1 и 36 плетутся по схеме 3П8П3П8П3.

Кольца с 3 по 10, а также 12,14 и16 плетем по схеме 3П9П3П9.

Кольца 11, 13, 15 плетем таким образом: 2П7П2П7.

Кольцо номер 17 7П2П7П2.

Кольцо 18 плетем 3П11П3П4П7, а кольцо 19 плетем в зеркальном отражении 18-го 7П4П3П11П3.

Кольцо 20 отражаем от 17-го 2П7П2П7.

Кольца 21, 23, 25, а также с 27 по 35 кольцо плетутся 9П3П9П3.

Порядок работы. Плетем кольцо 1, переворачиваем работу. Плетем вплотную к кольцу 1 кольцо 2, прикрепляя его к кольцу 1 согласно схеме. Затем переходим по порядку к плетению следующих колец до самого конца работы.

Скань

Для скани применяется более толстая нить, чем при основном плетении. Для этого можно сложить имеющуюся в два раза. В середине между булавками с долевыми нитями втыкается булавка для навешивания коклюшек со сканью.

Плетение до коклюшки со сканью производится обычным способом:

  • Скань «верёвочка» получится, если ходовая будет пропущена между нитями скани таким образом, чтобы правая была над ходовой, а левая — под ней. Когда ходовая нить будет возвращаться с другой стороны, перевивают скань и пропускают ходовую: правая нить сверху, левая — под ходовой.
  • Скань «косичка» получится, если взять не одну, а две пары коклюшек. Ходовую пропускают в этом случае между двумя парами скани, при возврате ходовой нити скани перевивают не в одну сторону, а в разные.

Плетение коклюшками: мастер-класс вилюшки

Штучные изделия часто выполняются из одной только вилюшки, которая образует разнообразные узоры. Овладение навыком её выплетания является основой обучения кружевоплетению.

  • Подготовливаем сколок для плетения на коклюшках.
  • Наматываем нити.
  • Навешиваем коклюшки на булавки.
  1. Плетем простую полотнянку до поворота.
  • Поворот при этом начинают выполнять, оставляя ходовую пару, превращая крайнюю долевую в ходовую.
  • Возвращаясь, бывшая крайняя долевая проплетает бывшую ходовую и, в свою очередь, оставляется в покое, а старая ходовая отправляется переплетать долевые.
  • Попеременно крайняя долевая становится ходовой, пока не закончится поворот. В месте поворота булавки не втыкаются.
  • Сцепка выполняется на месте стыковки вилюшки после поворта. Для этого вынимают булавку, вязальный крючок вставляют в петельку сверху, зацепляют нитку и вытягивают её.

В образовавшуюся большую петлю продевают коклюшку, нитку затягивают. Плетение продолжается той ходовой парой, которая участвовала в сцепке.

  • Далее нужно плести по сколку.

Надеемся, пошаговая инструкция, предложенная в статье, поможет начинающим кружевницам сделать свои первые нарядные изделия.

Состав ткани для кружева

Кружева из ажура пользуются стабильным высоким спросом. Ажурная ткань выглядит утонченно и красиво, при этом вещи из ажура могут сильно различаться между собой. Ажурное кружево отличное сочетается с разными другими тканями и текстурами, практически не мнется и очень приятно к телу.

Ажурные вещи долговечны и хорошо сохраняются даже после многолетней носки. Такой вид плетения возможен только из натуральных волокон – шелка, шерсти, льна и хлопка.

Готовая ажурная ткань очень тонкая и прозрачная, поэтому при шитье одежды часто используют подкладку.

Для повышения долговечности кружев в нити вплетают такие материалы, как лайкра, эластан и вискоза. Классические цвета ажурного плетения – черный и белый, однако сегодня часто можно встретить и яркое ажурное кружево. Мебель с ажурной отделкой часто называют псевдоажуром.

Сегодня активно набирают популярность кружева, изготовленные из кожи. Добиться тонкого и красивого рисунка помогает технология микроперфорации материала.

  • Гипюрное кружево. Чрезвычайно красивый и популярный вид плетения. Существует несколько разновидностей гипюра, среди которых трикотажный, классический, стрейчевый. Родиной гипюра считается Венеция. Сегодня такой вид плетения кружев часто используется для отделки тканей, обтяжки мебели и при украшении элементов интерьера.
  • Французские кружева. Впервые их надевала Екатерина Медичи, она появилась в роскошном платье из кружева на собственной свадьбе. Французы, известные своим утонченным вкусом, часто использовали кружева не только в одежде, но и в интерьере. Французским кружевом называется материал с особым видом плетения, разработанным местными мастерицами.
  • Кружево Алансонии. Этот вид плетения занесен в список культурного наследия ЮНЕСКО. Алансонское кружево изготовляется из нежнейшей тончайшей ткани. На тончайшие шестигранные формы наносятся узоры вручную, а края цветков закрепляются с помощью конского волоса. Создание одного квадратного сантиметра ткани занимает около 5 часов. Несмотря на то, что сегодня даже самое тонкое и сложное кружево можно сделать механизированным способом, ручная работа по-прежнему высоко ценится.

Не менее популярный и узелковый метод плетения кружева – макраме. Изначально этот метод зародился в морском промысле, однако сегодня макраме чрезвычайно популярно именно из-за крепости и надежности плетения.

Ссылка на основную публикацию
Похожее
Быстро с 1С-Битрикс