«Регуляторная гильотина», отсекающая устаревшие нормы и содержащие их нормативно-правовые акты, рубит размашисто. Её реализации посвящена статья 15 недавно вступившего в силу Федерального закона от 31.07.2020 г. № 247‑ФЗ «Об обязательных требованиях [далее ОТ] в РФ». Такой масштабный процесс не бывает беспроблемным; он порождает множество вопросов. Участники отрасли направляют их в виде запросов регуляторам, от которых, в свою очередь, поступают разъяснения. В этой статье мы рассмотрим недавние разъяснения регулятора по одному из запросов на тему лекарственного хранения. Редакция выражает благодарность исполнительному директору Союза «Национальная фармацевтическая палата» Елене Неволиной, поделившейся этой полезной информацией с коллегами.
Нормы рубят — щепки летят
За несколько последних десятилетий фармацевтическое законодательство превратилось в такой ворох норм, законов, приказов и постановлений, что было бы долго и хлопотно отменять их один за другим. Поэтому приходится рубить всё разом. Взмах «регуляторной гильотины», который произошёл 1 января 2021 г., согласно части 1 статьи 15 Закона «Об ОТ», отсёк:
1) акты периода СССР и РСФСР;
2) нормативно-правовые акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти (например, приказы Минздрава), содержащие ОТ, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля.
Отметим, что на акты, принятые парламентом — то есть, федеральные законы — «регуляторная гильотина» не распространяется.
Ещё одна важная мера, осуществлённая в рамках «гильотины», определена частями 2 и 3 той же статьи 15. Из них следует, что если акт вступил в силу до 1 января 2021 г., то оценка соблюдения его ОТ проверяющими не допускается, а их несоблюдение не может быть основанием для привлечения к административной ответственности
.
Звучит радикально, но часть 4 статьи 15 умеряет ощущение полной свободы. Она гласит, что Правительству дано право утвердить перечень нормативно-правовых актов, в отношении которых положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 не применяются. Иными словами, этот перечень исключений представляет собой список тех приказов и постановлений (разумеется, с содержащимися в них нормами), которые сохранили силу после 1 января 2021 г.
Свод действующих нормативно-правовых актов
Этот список утверждён Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2467. Он упорядочен по видам контроля (надзора), а также в нём отдельно представлены постановления Правительства и приказы министерств.
Нормативно-правовые акты, имеющие прямое отношение к фармотрасли, перечислены в разделах «Федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств» (9 постановлений, 11 приказов), «Лицензионный контроль в сфере фармацевтической деятельности» (2 постановления, 2 приказа) и «Лицензионный контроль за деятельностью по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» (19 постановлений, 7 приказов). Не считая законов, это и есть базовый свод отраслевых нормативно-правовых актов. Разумеется, к нему следует добавить те постановления и приказы, которые были утверждены в 2020–2021 гг.
Два приказа о хранении
В этом своде есть два нормативно-правовых акта, регулирующих тему лекарственного хранения. Первый из них — Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 г. № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств», а второй — Приказ Минздрава РФ от 31.08 2021 г. № 646н «Об утверждении Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов (НПХиП) для медицинского применения».
Как видим, «гильотина» не отсекла один из них; а там, где одну и ту же тему регулируют два нормативно-правовых акта, не исключены противоречия между их нормами. Елена Неволина направила в Минздрав РФ запрос с просьбой дать разъяснения по вопросу применения норм приказов, устанавливающих правила хранения лекарственных средств. Он включал три вопроса.
Приказ № 706н по‑прежнему актуален
В запросе указано, что сферы действия Приказа № 706н и Приказа № 646н не совсем совпадают. Это несовпадение вытекает даже из их названий: в одном фигурирует определение «лекарственные средства», а в другом — «лекарственные препараты», что не одно и то же, поскольку первое понятие шире. Согласно Закону «Об обращении лекарственных средств» (от 12.04.2010 г. № 61‑ФЗ), к лекарственным средствам относятся фармсубстанции и лекарственные препараты.
Следовательно, сфера применения Приказа № 706н шире, а Правила НПХиП не распространяются на фармсубстанции. Елена Неволина напоминает в связи с этим о частях 2 и 3 статьи 7 Закона «Об ОТ», согласно которым не должно быть дублирования ОТ, а тем более — противоречий между ними.
Таким образом, первый вопрос запроса был сформулирован так: распространяются ли нормы Приказа № 706н на хранение лекарственных препаратов и фармсубстанций, или только на хранение фармсубстанций?
Подоплёка вопроса понятна — необходимо было прояснить, должны ли теперь, после вступления в силу Закона «Об ОТ», аптечные организации, фармпроизводители и дистрибьюторы в части хранения лекарственных препаратов исполнять нормы только Приказа № 646н (НПХиП) или также Приказа № 706?
Разъяснение Елены Астапенко, директора Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий (ДЛОРОМИ) Минздрава РФ в ответ на этот вопрос, сводится к следующему:
Нормы Приказа № 706 распространяются на лекарственные препараты, и фарморганизации обязаны их соблюдать — так же, как и положения НПХиП.
Схема взаимодействия с «Честным знаком»
Работа с национальной системой маркировки требует специальной подготовки организации. Стандартный алгоритм включает в себя:
- Получение усиленной электронной подписи, выданной на имя руководителя.
- Приобретение программного обеспечения и оборудования, а также его настройку.
- Покупку терминала сбора данных, позволяющего ускорить процесс приемки в несколько раз.
- Обновление прошивки на оборудовании.
Код для считывания должен располагаться на каждой упаковке, независимо от их назначения. Подготовиться к началу работы с «Честным знаком» следует уже сегодня, чтобы освоить особенности до того, как процедура станет обязательной для всех аптечных пунктов. Хранение лекарственных препаратов (ЛС) в аптеке и последующая торговля не могут проводиться даже с незначительными нарушениями, в противном случае бизнес просто рискует перестать существовать. Продукты «Клеверенс» позволят избежать негативных последствий и обеспечат дальнейшее развитие предприятия.
Количество показов: 3614
Какая польза от разъяснений регуляторов?
Прежде, чем перейти ко второму вопросу запроса, поясним, почему ответы представителя регулятора на официальные запросы так важны. В Законе «Об ОТ» имеется статья 14, озаглавленная «Официальные разъяснения обязательных требований». Согласно части 1 этой статьи, федеральные органы исполнительной власти — например, Росздравнадзор, Минздрав, Минпромторг, Минэкономразвития и др. — обязаны давать в отношении принятых ими НПА официальные разъяснения.
Наши отраслевые профессиональные ассоциации делали запросы и раньше. Но ответами, которые они получали, защититься от проверяющих не получалось, потому что фактически они имели статус мнения представителя департамента того или иного ведомства. Но 1 ноября заработала норма части 3 статьи 14 Закона «Об ОТ», согласно которой действия
работников контролируемых структур, осуществляемые в соответствии с официальными разъяснениями обязательных требований, не могут квалифицироваться как их нарушение .
Соответственно, значение запросов и официальных ответов значительно возросло. Теперь проверяемому достаточно продемонстрировать, что он действовал в точном соответствии с полученными разъяснениями, предъявить их контролёрам, и привлечение его к административной ответственности будет незаконно. Ну а раз значение запросов и разъяснений регуляторов возросло, то следует уделять им больше внимания. Ведь фактически теперь они стали частью отраслевой нормативной системы.
Срок хранения журнала
Сопоставим нормы двух приказов, касающиеся измерений температурного режима и режима влажности.
Приказ № 706 (Правила хранения ЛС) Нормы пункта 7 Раздела III «Общие требования к помещениям для хранения ЛС и организации их хранения» | Приказ № 646н (Правила НПХиП) Нормы пунктов 22 и 23 Раздела IV «Помещения и оборудование для хранения ЛП» |
7. Помещения для хранения ЛС должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами)… Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется ответственным лицом. Журнал (карта) регистрации хранится в течение одного года, не считая текущего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке. | 22. Для обеспечения требуемых условий хранения ЛП в помещениях (зонах), используемых для хранения ЛП, производителями ЛП и организациями оптовой торговли ЛП осуществляется изучение распределения температуры (далее — температурное картирование). Оборудование для контроля температуры размещается в помещения (зонах) в соответствии с результатами температурного картирования, на основании проведенного анализа и оценки рисков… Результаты температурного картирования регистрируются в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе и (или) в электронном виде ежедневно, в том числе в выходные и праздничные дни. Журнал (карта) регистрации хранится в течение двух лет. |
Как видим, в этих приказах указаны разные сроки хранения журнала регистрации показаний термометров и гигрометров. Кроме того, в первом предложении пункта 22 Правил НПХиП отсутствует упоминание об аптечных организациях, и на основании этого можно сделать вывод, что нормы о температурном картировании распространяются только на производителей и дистрибьюторов лекарственных препаратов.
В ответ на запрос Некоммерческого партнёрства «Аптечная гильдия» по этим противоречиям Елена Астапенко указала, что в настоящее время по результатам правоприменительной практики Правил НПХиП Минздрав подготовил проекта приказа о внесении изменений в Приказ № 646н. Одним из этих изменений, в частности, будет сокращён срок хранения журнала регистрации, с двух лет до одного года
. Но нужно дождаться итоговой редакции новой нормы, потому что Приказом № 706н установлено, что журнал следует хранить « в течение одного года, не считая текущего », а это не совсем одно и то же. По-видимому, приказ о внесении изменений в Правила НПХиП в скором времени будет зарегистрирован в Минюсте.
Кроме того, руководитель ДЛОРОМИ Минздрава РФ указала, что аптечные организации и ИП, имеющие лицензию на фармдеятельность, по вопросам, касающимся проведения и регистрации измерений температурного и влажностного режима должны соблюдать требования обоих приказов
, и что в данном случае требования Правил хранения ЛС не противоречат, а дополняют нормы Правил НПХиП.
Общие требования к обустройству и эксплуатации помещений
Помещения для хранения лекарственных средств в аптечных организациях должны быть оборудованы таким образом, чтобы сохранить качество товара.
Для этого необходимо постоянно поддерживать оптимальную влажность и температуру воздуха, которые должны соответствовать требованиям производителя, указанным на первичной и вторичной упаковке. Следует предусмотреть кондиционеры и подобное оборудование; оснастить помещения фрамугами, форточками или вторыми решетчатыми дверьми.
При отделке внутренних поверхностей стен, полов и потолков можно использовать только материалы, которые создают ровную и гладкую поверхность. Необходимо предусмотреть возможность выполнять регулярную влажную уборку.
Для хранения лекарств в аптеке используются поддоны, стеллажи, шкафы или подтоварники, которые должны быть идентифицированы. Их устанавливают так, чтобы сотрудники аптечных учреждений имели полный доступ к полкам, могли свободно передвигаться в помещении и пользоваться погрузочными устройствами в случае необходимости. Пол, стены, стеллажи и шкафы должны быть доступны для уборки.
Вопрос о «стеллажках»
Третий вопрос запроса касался стеллажных карт. Как отмечает Елена Неволина, приказ № 706н содержит чёткие указания относительно их содержания (см. левый столбец). Соответствующее положение Приказа № 646н указывает на необходимость наличия стеллажных карт, но (в отличие от Приказа № 706н) не содержит развёрнутого перечисления данных, которые должна включать «стеллажка». Разумеется, возникает вопрос, как её оформлять, чтобы не нарушить ОТ, изложенные в нижеследующей таблице.
Приказ № 706 (Правила хранения ЛС) Норма пункта 10 Раздела III | Приказ № 646н (Правила НПХиП) Норма пункта 29 Раздела IV |
Хранящиеся ЛС должны быть также идентифицированы с помощью стеллажной карты, содержащей информацию о хранящемся ЛС (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель ЛС). При использовании компьютерных технологий допускается идентификация при кодов и электронных устройств. | Стеллажи (шкафы) для хранения лекарственных препаратов должны быть маркированы, иметь стеллажные карты, находящиеся в видимой зоне, обеспечивать идентификацию лекарственных препаратов в соответствии с применяемой субъектом обращения лекарственных препаратов системой учета. Допускается применение электронной системы обработки данных вместо стеллажных карт. При использовании электронной системы обработки данных допускается идентификация при помощи кодов. |
Из разъяснений Елены Астапенко по этому вопросу следует, что именно Правила хранения ЛС (Приказ № 706н) являются тем нормативным документом, который регулирует содержание стеллажных карт. Нормой его пункта 10 и нужно руководствоваться при их оформлении. Что касается пункта 29 Правил НПХиП (Приказ № 646н), то в нём стеллажные карты упоминаются в ином контексте, не относящемся к правилам их оформления.
Следовательно, не стоит расслабляться, уповая на Приказ № 646н. «Стеллажка» по‑прежнему должна содержать наименование, форму выпуска и дозировку, номер серии, срок годности, и указание на производителя лекарственного средства.
Несмотря на решительные взмахи «регуляторной гильотины», неясных тем и «тёмных пятен» в отраслевом законодательстве ещё осталось немало. Так что мы с нетерпением ждём от регуляторов новых официальных разъяснений.
Какие документы утверждают правила
Главный нормативный акт, в котором расписаны условия хранения ЛС – это Приказ Министерства здравоохранения №706, подготовленный в 2010 году. Именно в нем указаны ключевые требования и утверждения. Несколько позднее выпускались и другие приказы, но в них лишь вносились незначительные изменения, мало влияющие на привычную процедуру транспортировки и размещения медицинских препаратов. Дополнительно каждая фармацевтическое или лечебное учреждение подписывает ряд локальных бумаг, действующих только в рамках их деятельности.